Что же это значит - активно слушать ребенка?

Трудности, возникающие у детей в общении, чато бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях лучше всего его послушать, но иначе чем мы привыкли. Такой способ называется активным слушаньем.
Что же это значит - активно слушать ребенка?
Активно слушать ребенка значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Диалог по способу активного слушания дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы.

1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возмите его на руки или на колени,можно слегка притянуть ребенка к себе.
Ваше положение и поза по отношению к ребенку - первый и самый сильныйсигнал о том, на сколько, вы готовы его слушать.

2.Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучалив утвердительной форме.
Например:
Сын (с мрачным видом): Не буду больше дружить с Максимом.
Родитель: Ты на него обиделся.
Возможные не правельные реплики:
- А что случилось?
- Ты что на него обиделся?
Пурвая фраза родителя более удачно потому, что она сразу показывает, что родитель настроился на "эмоциональную волну" сына, что он слышит и принимает его огорчение, во втором случаи ребенок может подумать, что родитель интересуется как внешний участник.
Разница между утвердительным и вопросительнным предложениям очень незначительна. Иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная.

3. Очень важно в беседе "держать паузу". После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забывайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
Помолчать хорошо и после ответа ребенка - может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать - в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

4. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.
Например:
Сын (с мрачным видом): Не буду больше дружить с Максимом.
Родитель: Не хочешь с ним больше дружит (повторение услышанного).
Сын: Да не хочу.
Родитель: Ты на него обиделся (обозначение чувств).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение егослов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.
Конечно, может быть, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Литература: Ю.Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?»
  • Просмотров: 153

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Лучший конструктор сайтов
Написать нам